Все родители мечтают, чтобы их дети были счастливы, здоровы, умели общаться с окружающими людьми. А умение общаться, строить свои взаимоотношения с другими людьми, умение понять другого человека — это важные качества, которые закладываются и формируются в детстве. И чем раньше мы обратим внимание на эту сторону развития ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Особо актуальным и важным это оказывается для детей с синдромом раннего детского аутизма, для которых проблемы взаимоотношений с окружающими людьми выходят на первый план.
Проблема аутизма является глобальной: по данным Всемирной организации здравоохранения расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются примерно у 1% населения Земли, за последние 10 лет количество детей с диагнозом аутизм в мире увеличилось в десять раз и каждый год их становится на 13% болыше.Статистика указывает на то, что из тысячи детей пять-шесть детей страдает этим диагнозом. Причины появления и распространения аутизма до сих пор мало изучены В России насчитывается около 200 тыс.аутичных детей. У малышей это состояние формируется в возрасте 1-3 лет.
Наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания), а так же генетические факторы..
Есть предположение о наследственной передаче заболевания в рамках одной семьи. Если у семейной пары ребенок страдает аутизмом, то можно предположить, что и второй малыш будет страдать этим заболевания. Риск возникновения заболевания у детей увеличивается при наличии аутизма у одного из родителей.
Какие признаки должны насторожить родителей?
Самый важный — ребенок не получает удовольствие от контакта, избегает его. Он не оживляется от общения с родителями, не улыбается им в ответ, прячется, ему не нравится, когда его качают па руках или коленях, его привлекают не люди, а какие-то предметы, яркие пятна. У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им. не смотрит в глаза.Зрительный контакт тяжело дается даже обычным людям, а для людей с аутизмом он особенно болезненный
- это часть их сенсорной специфики.
Еще один признак — стереотипные навязчивые движения. Любой ребенок может трясти погремушкой — но обычно это длится недолго, через какое-то время он переключается па что-то другое. А если он трясет погремушкой несколько часов, нс отдает ее и не отпускает - это уже тревожный сигнал.
Ребенок агрессивен или равнодушен к другим детям, он не стремится к общим играм. Любит играть с одной игрушкой, отвергая остальные.
Малыш может неадекватно реагировать на различные раздражители, на которые здоровый ребенок просто не обращает внимания (различные звуки, свет и т. д.) Он может испытывать из-за них панический страх.
Еще одна особенность детей с аутизмом — по ним зачастую не понятно, слышат ли они и видят ли то, что происходит вокруг. Может сложиться впечатление, что они ничего не воспринимают, но на самом деле это не так — они просто не подают виду. Понимание обращенной к нему речи доставляет аутисту немало трудностей, но еще сложнее ему воспринимать мысли людей, говорящих между собой. На всем протяжении жизни он останется человеком со скудной палитрой эмоций. Его раздражает малейшее внесение поправок в распорядок и уклад собственного существования. Близкие, стоит им немного изменить внешний облик, могут стать неузнаваемыми и путающими ребенка.
Основная проблема состоит в том. что для ребенка - аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его появления на свет и до конца жизни.
Слуховое восприятие тоже искажено. Временами неясно, как ребенок отреагирует на тот или иной звук. Часто он не откликается на собственное имя, и родителям кажется, что ребенок глухой. 11опадая в незнакомую обстановку, ребенок совершенно теряется и может вести себя как слепой. Аутист не способен быстро переключать внимание от одного источника получения информации к другому. Либо только слушать, либо только смотреть.
Страх неизвестности — главная эмоция, которая будет сопровождать аутиста всю жизнь. Создание защитного панциря вокруг себя — вот на что направлены его основные усилия. Питание ребенка предельно однообразно и может зависеть не от чувства голода, а от внешней обстановки. Аутист не способен учиться сам в процессе подражания, бессознательно, инстинктивно ухватывать основные составляющие жизненного существования. Его надо учить всему: даже жестам и эмоциям.
Расширение словарного запаса не происходит, как у здоровых детей, спонтанно, в процессе общения, а должно делаться «принудительно».
Развернутая мыслительная деятельность, обобщения, формулировка выводов — все это недоступно аутисту.
Аутизм- тяжелое состояние, закрывающее для ребенка многие жизненно важные области деятельности, но в то же время он является своего рода даром. Аутичный ребенок уходит из мира людей, чтобы создать свой собственный мир- совсем непохожий на наш и, как нам кажется, пустой и монотонный, по на самом деле сложный и разнообразный. Своевременная диагностика у детей осложняется тем, что некоторые моторно-речевые нарушения в поведении ребенка раннего возраст можно списать на особенности характера и на младенчсский возраст. Следует помнить, что все эти симптомы не являются исключительными только для аутизма. Поэтому, если их появление беспокоит вас, обратитесь к педиатру. ,
Расстройство аутистического спектра (РАС), по большому счету, никто не может точно сказать, что это такое. Это не вирус, который можно четко описать и определить. Это множество нарушений в развитии, которые приводят к определенным изменениям. Развитие аутизма связывают с генами, однако сама генетика этого процесса сложна и не совсем понятна на сегодняшний день.
Как лечить аутизм, не понятно, потому что, это не вирус, а нарушение развития. Лекарств от аутизма нет — есть препараты, их не очень много, которые могут снимать некоторые негативные симптомы, поведенческие проявления; их используют, чтобы ребенок стал более общительным, чтобы с ним можно было заниматься. Поэтому сейчас есть смысл говорить только о коррекции, о возвращении развития в нормальное русло. Цель коррекции — в первую очередь адаптация человека: какими бы свойствами он ни обладал, он должен полноценно вписаться в окружающий мир. Чтобы коррекция прошла успешно, нужно соблюдать три правила. Первое — надо максимально рано выявлять РАС. Второе — максимально рано начинать коррекционную работу, потому что от этого зависит ее эффективность. Третье — максимально рано включать ребенка в здоровую среду.
Теперь уже известно, что и приобретенный, и врожденный аутизм не поддается лечению. Но разработан ряд методик, согласно которым можно обучить аутистов самообслуживанию, контактам с окружающим миром, письму, некоторым рабочим навыкам, т. е. помочь им существовать в социуме.
В чем заключается специфика ранней помощи детям с аутизмом?
Для ребенка с РАС (или ребенка из группы риска РАС) нужно много часов индивидуальной работы но специальным методам, со специальным подходом. Главным помогающим ресурсом становятся родители. Эффективно помочь могут детский патопсихолог, психолог, дефектолог, логопед.
Детский патопсихолог проводит исследование психики ребенка, выявляя наиболее "слабые места", развитию которых необходимо максимальное внимание, и ресурсы психики, благодаря которым ребенок сможет скомпенсировать недостающие ему способности.
Дефектолог развивает у ребенка основные познавательные навыки и понятия,
благодаря которым происходит восприятие происходящего вокруг, развитие
интеллекта и способностей к обучению
*
Детский психолог развивает у ребенка навыки социального взаимодействия и эмоционального восприятия, благодаря чему становится возможным существование ребенка в социуме, обогащению его запаса знаний и полноценное развитие.
Занятия с логопедом необходимы в том случае, если у ребенка отсутствует или отстает в развитии речь - в результате занятий ребенок не только становится способен к контакту с окружающими, но и происходит формирование его интеллекта.
Советы родителям. Обращаясь к ребенку говорить просто и ясно. Нс употреблять сложных конструкций, употреблять только ключевые слова. Речь взрослого должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за её пределы. То есть, адаптировать свою речь по мере развития возможностей детей. Следить за тем, чтобы выражение лица взрослого и интопация совпадали со словами. Во время разговора с ребёнком использовать естественные жесты, что облегчит ему понимание. Немедленно отвечать па любое «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка Дать ребенку понять, что коммуникация всегда действенна Встречать любые попытки общения похвалой, ободрением. Для лучшего понимания происходящего вокруг, необходимо постоянно сообщать ребенку о событиях повседневной жизни. Читать книги и обсуждать сюжет и героев. Играть с ребенком — это источник развития речи и общения. Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным детям.
- Будьте терпеливы
- Спрашивайте и слушайте.
- Обсуждайте с ними их интересы
- Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами.
- Любите их.
И психологи, и медики считают, что аутисты могут гоже радоваться жизни, быть полноценными членами нашего общества. Они могут креативно развиваться. Ведь нам известен ряд личностей, которых психологи считают аутистами: А. Кристи, А. Пушкин, А. Эйнштейн. Билл Гейтс и др.
В Тихорецком районе на учете у психиатра по поводу аутизма состоит 19 детей.
Детский врач-психиатр МБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» Сердюк Елена Васильевна..